Партнеры:
 
 
login
password
 
 
Желаем Вам счастья!!
 
ЗАКАЗ МАРКЕТИНГА НОВОСТИ КНИГА АНАСТАСИЯ

ИСКУССТВО ТВОРИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. РИХАРД РУДЗИТИС

Искусство творить взаимоотношения 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

 
Изучающим Живую Этику                      Ссылки на источники...

Сборник
 

Сборник "Искусство творить взаимоотношения", составленный
последователями Учения Живой Этики, содержит параграфы книг Учения и
выдержки из Писем Е.И.Рерих.
Данный сборник является ценным пособием для каждого, стремящегося
утвердить успешное сотрудничество на пути к заповеданной общине путем
подготовки самого себя.


Вершина и подножие

(Вместо предисловия)

Покорение горной вершины начинается с подножия. И чем вершина
выше и круче, тем тщательнее идет подготовка. Разрабатывается наиболее
рациональный маршрут; восходители идут с опытным инструктором, пройдя
перед этим специальную тренировку.

Есть вершины горные и есть вершины духовные. И от покорения
последних зависит будущее как отдельного человека, так и всего
человечества в целом. Грядущая эпоха ставит перед нами определенные
задачи. И одной из таких первоочередных задач является создание
общины. "Без общины земля жить не может" - говорит Живая Этика и дает
подробные рекомендации, как ее достичь.

Но некоторые, не изучив подступов к ней, сразу начинают организовывать нечто такое, что они
называют общиной, но что таковой отнюдь не является, совершенно
игнорируя предварительную подготовку к ней. В результате происходит
профанация великой идеи. Такие "организаторы" начинают не с того
конца. Они хотят создать общину, не подготовив общинников и не пройдя
того предварительного этапа, который в Учении назван сотрудничеством.

При тщательном изучении этого понятия, которому в книгах Живой
Этики и в Письмах Е.И.Рерих отводится значительное место, становится
ясным, что для успешного сотрудничества нужно утвердить в себе ряд
определенных положительных качеств и изжить те отрицательные, которые
будут препятствовать достижению его.

Причем, для успеха дела, всего этого можно требовать только от самого себя, но никак не от других.
Только таким путем осуществляется достижение того этапа, который ведет
к общине; и духовные восходители смогут достичь вершины без риска
свалиться по дороге в пропасть.

Данный сборник является ценным пособием, можно сказать, настольной книгой для каждого, стремящегося
утвердить успешное сотрудничество на пути к заповеданной общине путем подготовки к этому самого себя.


Н.Спирина.


"Можно представить, насколько Нам легче помогать, когда имеется
дружное единение, ведь происходит сбережение энергии. Она направляется
в одно место, и такая концентрация дает яркое усиление энергии.
Пусть люди приучаются понимать, что каждое нравственное указание
есть и научный совет.
Но кроме умножения Нашей помощи, единение есть как бы насос
пространственной энергии. Люди забывают, что их энергия при
сотрудничестве увеличивается в несколько раз.
Пусть ученые покажут, как возрастают сложенные силы.
Сила человека не может быть исчерпана, если он помыслит о Высших
Источниках".


Надземное, 385.


"Наша Обитель тем и сильна, что в ней нет разложения. Воля всех
сливается в один мощный поток. Динамо единения умножает все энергии...
Нужно рассматривать Нашу Обитель как триумф Единения".

Надземное, 3О.


I.

КАЧЕСТВА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ


1. Пусть все ищущие Света и отягченные скорбью найдут отклик в
Вашем сердце, пусть все почуют ту душевную теплоту, которая может
согревать даже при суровом укоре. Ведь самое трудное искусство есть
искусство творить отношения между людьми. Ни одно искусство не требует
такого терпения, вмещения и утонченной чуткости. Нужно уметь проникать
в сознание, в сердца и настроения всех окружающих и приходящих; нужно
уметь почувствовать тот основной тон, на котором возможно объединиться
с ними и объединить их с другими.
Но если в сердце заложен великий магнит любви, то все
облегчается, ибо искренность этого чувства покоряет самые заскорузлые
сердца.

2. Искренность и простота -два мощных магнита и основы великого
творчества отношений между людьми. Мало кто осознает важность этого
творчества, на котором зиждятся все построения, вся эволюция. Это
забытое искусство, требующее всей чуткости, всей настороженности и
синтеза духа, должно быть неотложно введено в жизнь, как самое
насущное познание; ибо, не владея им, как будем строить новый мир, мир
красоты, мир мощного сотрудничества.

3. Действуйте не импульсом, но, именно, разумом сердца! Разум и
чувства должны быть уравновешены во всех суждениях и поступках
ученика. Не принимайте сентиментальность за доброту сердца!
Сентиментальность не имеет ничего общего с истинной добротой,
основанной на высшем знании и высшей справедливости.
Наука о людях самая сложная, самая трудная, ибо требует сердца,
закаленного во многих битвах и утвердившегося в несломимом терпении и
самоотречении.

Сердечность

4. Одно из условий Бытия - искренность, иначе говоря,
сердечность. Если это основание недостаточно развито, можно его
усилить, обратившись к сердцу.

5. Лучшее действие сердечно. Очень храните сердечность. Это
качество приходит многими страданиями, но огонь сердца есть священный
Огонь.

6. Сердечность есть тот магнит, которым держится все построение.

7. Но даже и при условностях обликов (у Братьев) сердечность
будет сквозить в каждом взгляде и улыбке.

8. Кто-то пишет сердечные воззвания, но нужно в действиях
показать и сердечность и внимательность, слова - как текучая вода.

9. Чувство сердечное ощущается не словами, но звучанием их.

1О. Искренность есть ничто иное, как кратчайшее достижение.

11. Конечно, Мы ценим, прежде всего, искренность. Слово, не
содержащее в себе утверждение сердца, пусто. Только потенциал духа
может дать силу творчеству, потому каждая мысль, лишенная чудесного
огня, лишена жизни. Потому каждая мысль, напряженная сердцем, чтится
Нами.

12. Неискренность содержит яд разрушительный. Можно видеть, что
построение на лжи вырождается в безобразие. Много говорят о делах
добрых, но они должны быть действительно добрыми. Пусть поищут люди в
глубине сердца, когда они были добрыми? Никакие маски не прикроют
безобразия остова лжи.

13. Скорее можно победить молчаливым жестом, нежели холодной
риторикой.

Ласка сердца

14. Когда волшебный цветок ласки на земле расцветает,
Тогда новая звезда зажигается в Беспредельности.
Бесчисленны звезды.
Мост молока счастья связал все миры.
Владыко, птица счастья хочет петь в моем окне.
Я не пойму ее слов.
Но я не буду дерзок.
В час утра я пойму одно слово.
И сердце мое запоет: оправдан, оправдан, оправдан.
Неужели за одно слово, за ласку
я могу быть оправдан Тобою,
Кто соткал ткань вечного мира и блеска?
Сын Мой, ласка часть правды.

15. Как только Свет солнца-сердца сделается жизнью, потребность
тепла магнита засияет, как истинное солнце...
Тепло сердца спешит так же быстро, как и солнечный луч. Каждый
изумлялся, как мгновенно отепляет все луч, восходящего солнца. Так же
может действовать сердце!
Говорю о теплоте сердца, когда она особенно нужна. Мысль
устремленная зажигает пространство, но теплота сердца, как постоянный
очаг. Мужество живет в тепле сердца, нужно это запомнить! Уявление
темных сил, как мороз для посева, лишь тепло сердца дает щит
сверкающий.

16. Остуженный морозом вносит холод с собою. Матери остерегают
детей - не подходи к холодному. Обогретый солнцем несет с собою тепло.
Около него хотят отогреться. Разве не то же самое с пламенным сердцем,
приобщенным к Огненному Миру? К горячему сердцу спешат обогреться и
бегут от холода омертвения - так во всем Бытии.

17. Множество тянется к магниту пламенного сердца. Зовут в
страдании, и великодушное сердце не может отказать зовущему.

18. Пусть на приветливости сердца строится обоюдная помощь. Когда
поймут силу приветливости сердца, они познают еще один путь к Нам.

Мощь улыбки

19. Мощь улыбка несет.

2О. Они могут толкнуть вас, но пройдите с улыбкою.

21. Улыбкою остановите разрушение храма.

22. Любовь и знание все превозмогут... Улыбнитесь трудности пути
вашего. Ручаюсь - победите
.
23. Явленную суровую школу с улыбкою примите.

24. Но вы уже шли над пропастями и улыбались.

25. Превыше всех радостей улыбка подвига.
Улыбаясь, примите крещение подвига.

26. Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное
благо.

27. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов (Им) давалось
с улыбкой и ободрением. А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность
не всегда оценивали... Между тем, прекрасные сосуды открывались под
такими улыбками.

28. Садовник, подойди и сними улыбкой пыль с лепестка! Улыбка,
как крыло великого Аума.
Садовник, ты избрал заботу о цветах. Цвет зари звенит в радости
звука пространства. Можно думать о дальних мирах.

29. Солнца улыбка среди туч дает радуге блистание.

3О. "Я - твоя улыбка".

Дружелюбие

31. Утвердимся в том, что ко всем людям установим дружелюбное
отношение.

32. Поверх всех преград зов остается о дружелюбии и
взаимопонимании.

33. Так забочусь, чтобы вы не упускали ни одного показания
дружелюбия. Нужно соблюдать лучшее топливо для огня сердца. Запас
дружелюбия рождает истинное сострадание.

34. Мы с вами посылаем мысли дружелюбия, и уже многое неполезное
предотвращено. Так складывается гора дружелюбия, с вершины которой
видно вдаль. Можно многим советовать панацею дружелюбия. Не устанем
повторять об этом лекарстве духа и тела. Когда-нибудь и врачи пропишут
дружелюбие, как сильнейшее противоядие.

35. Нужно понять, какое напряжение в мире, потому говорю о
хранении дружелюбия, как основания здоровья. Можно понять, как
настоятельно сердце требует дружелюбия.

36. Если спросят - что больше всего мешает всем добрым
начинаниям? Скажите - именно отсутствие дружелюбия. Никакое творческое
достижение, никакое сотрудничество и, конечно, уже ни община -
невозможны без дружелюбия. Можно наблюдать, как при дружелюбии в
десять раз облегчается работа, и, казалось бы, чего проще при
устремленном труде только желать добра и успеха ближнему!

37. Вы сами знаете, что вернейший путь есть путь дружелюбия.
Вспомним, какие опасности мы миновали дружелюбием. Может быть, даже не
знаем границ и размеров таких опасностей. Но сердце свидетельствует,
что именно дружелюбие помогло в самые трудные часы.

38. Не легко лечит глаза, которые затемняются от пыли раздоров.
Примочки истинного дружелюбия - первое средство.

39. Можно понять, что вся болезнь планеты от полного раздора
между теми, кто могли бы сплотиться во Благо. Очень печально, что даже
в Храме сердца людей не преображаются для сотрудничества. Так помыслим
о каждом дружелюбии, которое есть уже искра сотрудничества.

4О. "Нельзя советовать укреплять насильно. Нельзя спасать от
проказы насильно. Нельзя удерживать от империла насильно. Дружелюбие
не насилие. Рост сердца не от кнута, но можно растить сад прекрасный
лишь действиями прекрасными".

41. В последний раз обратимся к дружелюбию, как основе жизни...
Нужно понять дружелюбие, как нелицемерное сердечное чувство. Много
ошибок относительно дружелюбия, ибо люди привыкли обманывать и самих
себя. Но если качество дружелюбия необходимо для Мира Огненного, то
оно нуждается в истинной честности. Огонь, прежде всего, не терпит
колебаний. Так нужно понять качество дружелюбия во всей планете. Не
следует считать, что дружелюбие какое-то достижение. Нельзя хвалить за
качество дружелюбия, ибо оно нераздельно от расширенного сознания.

42. От всего явленного ужаса обратимся к дружелюбию. Хотя Мы и не
устаем твердить о дружелюбии, но пора последняя для многих познать
дружелюбие. Обратите внимание на слово - последняя.

Доброжелательность

43. Зову к доброжелательству, но не к слабости. Можно все отдать
на Служение Свету, но на Огне нужно испытать доброжелательство. Нужно
это понять струнами сердца.

44. Нужно именно углублять путь доброжелательности. Утверждена
она, как бы сущность нашего бытия. Не забудем этот талисман ни на час.
Он, как камень чудесный, который вы знаете. Не забудем качество камня
и утвердим его нашим знаменем.

45. Прекрасен круг доброжелательности, он как щит светлый! Он
может расширяться и углубляться в гармонии движения.

46. Преобразить сознание значит войти в особый мир... значит
покинуть сетования и обрести доброжелательность.

Любовь

47. Любите друг друга - жутко разъединение.

48. Любите друг друга.
Люблю неправых в жизни излечить любовью.

49. "Любите друг друга" - эта заповедь дана мудро. Ничто не может
лучше любви гармонизировать психическую энергию.

5О. Без любви нет созидания.

51. Правильно не говорить о любви, но показать в действии.

52. Любите и помогайте другим любить! Несите радость духа
окружающим вас!

53. Истинно, когда научатся запечатлевать эманации чувства, то
увидят, что именно любовь, прежде всего, привлекает огонь
пространства. Кто сказал - любите друг друга, тот был истинным Йогом.
Потому каждую вспышку любви и самопожертвования приветствуем. Как
рычаг приводит в действие колеса, так любовь являет самую сильную
реакцию... Потому любовь есть истинная реальность и ценность.

54. Любите, храните и радуйте друг друга.

55. Ценю ваше любовное отношение среди бури жизни.

56. Самое полезное уметь сочетать нежность любви с суровостью
долга. Новая жизнь не устрашится противоположениями.

57. Правильно указывается, что любовь есть ведущее, творящее
начало, значит любовь должна быть сознательна, устремлена и
самоотверженна. Творчество нуждается в этих условиях. Если в любви
будет замечено самоослабление, разложение и служение самости, то это
не будет высшим понятием человечества, поднимающим понятие подвига.
Сердце, преисполненное любви, будет действенным, мужественным и
растущим до вмещения.
Насколько нуждается человечество в создании огня любви!

58. Чистая, великая любовь рождает благородство духа, которое
может переродить человека.

59. Примем любовь, как двигателя расширения сознания. Сердце не
будет пламенеть без любви, не будет нерушимо и не будет
самоотверженно. Так принесем признательность каждому вместилищу любви,
она на границе Нового Мира там, где упразднены ненависть и
нетерпимость. Путь любви есть напряжение энергии космической. Так люди
найдут свое место в Космосе.

6О. Если в земном существовании любовь самое творческое начало,
то тем сильнее оно на высших мирах.

Человеколюбие

61. Чем ближе к освобождению... все - человеческое и чисто
индивидуальные личные чувства, кровные узы, дружба, патриотизм и
расовое предпочтение, - все это исчезнет, чтобы слиться в одно общее
чувство, единственное и святое, единое и вечное - Любовь - Огромная
Любовь к человечеству - как одно Целое. Ибо человечество на этой земле
есть великая Сирота, единственная лишенная наследства на этой земле. И
долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение,
сделать что-либо и хотя бы даже самое малое для Общего Блага.

62. Таким, каким Я был и есмь - таким всегда останусь -
преисполненным своего долга к человечеству. Я не только "приучен", но
полон желания подчинить всякую личную приязнь любви всечеловеческой.

63. Мы посвятили себя Великому Служению и призываем к нему всех,
кто могут заботиться о неведомых страждущих... Такое неисчислимое
множество неведомых, нуждающихся в заботе, существует и на Земле, и в
Тонком Мире.

64. Мы все знаем, как болит сердце за человечество, и черпаем
силы лишь ради будущего.

65. В час утомления от людей первая увиденная нужда заставила
немедленно оказать помощь. Это и есть путь Бодхисаттвы, когда мы
забываем и утомление, и себя, чтобы помочь. Поистине, велика энергия
так порожденная, о ней везде сказано, как о любви ближнего. Не
рассчитывает такая любовь, но действует без промедления.

66. Когда вы мыслите об общем владении или об исцелении
человечества, Мы чуем крылья.

67. Я явил вам счастье любви к Родине Мира.
Узнаете любовь к человечеству.

68. Оздоровление планеты находится в руках всего человечества.
Прежде всего, нужно понять, что человек оздоровляет не только себя, но
и всех окружающих. В таком сознании будет заключаться истинное
человеколюбие. Такое чувство не может быть приказано. Оно должно
прийти из глубины сердца самостоятельно...
Нельзя быть эгоистом и думать лишь о себе. Мы должны и в мыслях,
и в действиях распространять заботу о лучших земных условиях. Не будем
закрываться складками хитона, когда необходимо напрячь всю зоркость и
доброжелательность к человечеству.

69. Нужно знать, как осмотрительно можно при расширении сознания
подойти к сердцу человечества. Уже стираются многие границы, но при
таких новых путях требуется особое человеколюбие. Нужно воспитывать
это качество.

Человечность

7О. Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие
человечности. Запомните это прочно, ибо никогда мир так не нуждался в
этом качестве. Человечность есть врата ко всем прочим мирам.
Человечность есть основа чувствознания. Человечность есть крылья
прекрасные. Субстанция человечности есть вещество "чаши", потому,
прежде всего, на земле облечемся в человечность и познаем ее, как
броню от сил темных. Явление огненное посетит сердце человечностью.
Так мы еще раз поймем, насколько самое далекое близко нам. Мы тоже
признаем друг друга по человечности.

71. Как силен человек, познавший счастье человечности!

Сострадание

72. Я говорю вам, пусть пламя сердца нашего пылает огнем
сострадания.
В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания.
Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремляются по этому
пути.

73. Разве Христос распятый думал о спасении Своей Души.
Даже в малой мере старайтесь уподобиться Ему.
Сострадание, сострадание, сострадание.
Взываем, взываем к вами уже много раз - будьте такими.

74. Говорят, йог не знает любви, но он полон сострадания. Люди
знают любовь лишь, как замыкающие узы, но сострадание не знает границ,
будучи сотрудничеством Истины.

75. От храма заглянем и в подвал. Сумеем удержать в себе не
только парение, но и сострадание. У каждого человека есть открытая
рана. Только психическая энергия может нащупать эту боль. Каждое
изучение высшей энергии научит и открытию помощи. Так же и желание
помочь должно быть воспитано.

76. Следует привыкать к спешному пути, другого не существует.
Множество несчастных и страдающих считают мгновения, ожидая помощи.
Неужели не поспешим?

77. Отсутствие сострадания делает человека негодным к подвигу, ибо
такие души лишены мужества.

78. Таким же путем наслаиваются и качества водителей человечества.
Если они не пройдут страдания земные, они не могут отзвучать на
страдания людские...
Самоотвержение, милосердие, сострадание, мужество куются в жизни.

79. В чем заключается сострадание Бодхисаттв? Не насилуя волю,
Они незримо и терпеливо направляют на благо каждую пригодную силу.

8О. Множество врачебных целений совершалось. Они распадались на
два вида - люди приходили за исцелением, или Великий Сам прикасался
там, где Он видел зачаток болезни. Нередко человек не знал, почему к
нему прикоснулся Прохожий. Такое действие было истинной щедростью
Великого Духа, который подобно неутомимому сеятелю раздавал зерна
добра.

81. Люби несчастных, жалей малых.

82. Умейте так расширить сердце, чтобы вместить чужую боль, тогда
найдете и слова утешительные.

83. Сердечная тревога неизбежна, если знаете, что в доме соседа
неблагополучно... Справедливо будет помнить, что сердце бьется
соединенно со всем сущим.

84. Понимание чужого бедствия может расширить сознание. Одна
краткая дума может создать нить спасительную, но и этой думы не бывает
слишком часто.

85. Врач может чувствовать торжественность, даже вид болезней не
затемнит сердце, горящее помощью ближнему. Удивительно наблюдать, как
добро становится целебным. Сострадание имеет корни лишь в сердце.
Так накопляются качества братские.

86. Так можно в Дни Великие вспомнить всех труждающихся. Нельзя
ни на час пребывать в жестокости, когда даже сейчас еще кровоточит
Терновый Венец! Так пребудем в справедливости.

87. Даже ветку, неразумно сломанную, отнесем ко храму; иначе
говоря, пожалеем.

Добротворчество

88. Пусть творится все во благо. Пусть каждое действие открывает
новое достижение. Пусть мысль о пользе сопровождает каждый поступок.

89. Добрый человек тот, кто творит добро. Сотворение добра есть
улучшение будущего. Можно благотворить ближнему, чтобы улучшить его
бытие. Можно поднимать целые народы героическим подвигом... Можно
улучшить мышление народа, и в этом будет заключаться синтез добра.
Учите мыслить о добре.

9О. Каждое доброе действие преображает частицу хаоса, потому
каждое творение доброе называем сожжением хаоса... В порыве к добру, к
свету зажигаются лучшие огни, и они выявляют хаос в новом очищенном
виде.

91. Если бы каждый, преисполненный добром, рассеивал его каждым
прикосновением, какое множество благостных искр было бы брошено в
Пространство и как облегчилась бы борьба со злом!

91а. Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И
сердце будет расти в этом упражнении добра.

92. Распространяйте Благо всеми мерами... Великое сердце вмещает
многое, но сердце малое более всего наполняется малыми вещами.

93. Как трудно ремесло добра. Называем так мастерство постоянного
добротворчества. Умейте отличать случайные, отрывочные добрые мысли и
действия от сознательного добротворчества.

94. Можно ли в земной жизни совершать лишь полезные действия?
Конечно можно. Легко представить целую жизнь, как беспрерывный поток
полезности для других.

95. Зло может быть искореняемо лишь добром. Такая истина проста
и, тем не менее, остается не понятой. У людей добро обычно не
действенно и потому остается в бездействии... Добро есть самое
действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало.
Нужно помыслить, как в сиянии добра использовать все время свое.

96. Никто не имеет права не применить самую малую частицу пользы
для человечества. Будет лукавством оправдывать свое бездействие тем,
что будто бы кто-то сильнее. Очень вредно каждое уклонение
от самоотверженности... Можно отеплять сердца, чувствуя радость.

97. Чем утвердите меру дел ваших?
Если дела имеют полезность для всего мира, то и мера хороша.
Чем утвердите качество дел ваших?
Если дела полезны всему человечеству, то и сущность их хороша.

98. Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других? Что же
лучше закалит броню твердости, нежели желание других провести к Свету?
Что же лучшую улыбку соткет, нежели сознание видеть самого последнего
ребенка смеющимся? Так прошу думать о будущем. Каждый день бросить
жемчужину в ожерелье Матери Мира. И так кратко и незамысловато думайте,
как украсить очаг мира.

99. Так будем охраняться от всего, что повредит мысли нашей о
благе других.

1ОО. Опять не надо удивляться, что творите благодеяния в духе, не
помня о них в теле. Щедрый даятель не считает даров. Невозможно
перечислять словами дары духа. Многие из них даже невыразимы словами,
так огненны они! Так мирские понятия не вмещают самого тонкого и
высшего.

1О1. Я дам силу творить добро не деньгами, но в духе.

1О2. Каждая добрая мысль есть мощный рычаг, как получающему, так
и посылающему.

1О3. Потенциал Блага, как столб Света. Плотник, сапожник или врач
могут одинаково мыслить о благе. Постоянство и устойчивость во благе
есть уже завоевание.

1О4. Мыслитель заботился, чтобы каждая мысль уже служила общему
благу. Он говорил: "Когда народ поймет сущность общего блага, тогда
приблизится счастье".

1О5. У Гуру нет ни одной личной мысли, все решительно направлено
и отдано на служение общему благу.

1О6. Нужно считать каждый час, когда удалось прожить на пользу
дела. Служение в принесении благ на пользу человечества.

1О7. Каждый человек может в любом состоянии быть источником света.

1О8. Делите все на четыре части: первая - Высшему, вторая -
Общему Благу, третья - ближнему и четвертая - себе. Но придет час,
когда останутся только три части, ибо четвертая будет поглощена
второй. Такие деления называются огненными. Никто, кроме сердца, не
укажет границу этих частей. Но пусть огненно будет начертана
последовательность.

1О9. Нужно жизнь наполнить горением.
Сперва человек думал о себе, затем о других, но после его
действия полезны для всего сущего. Он уже не думает о пользе, но дышит
ею и дает жизнь на пространстве Необъятности.

11О. "Прими мои силы, если они полезны во благо".

Даяние

111. Отдавание есть основной принцип огненной божественности
духа. Сходство с огнем поразительно во всех стадиях развития. От самых
грубых форм жизни до высших проходит отдавание... Уже на высоких
степенях Существа принимают отдавание, как радостную обязанность.
Нужно стремиться к этой степени огненности, тогда мы вступаем в
равновесие с Огненным Принципом и отдавание становится получением. Уже
без всякой самости существо принимает высшие дары. В таком ускоряемом
обмене совершается приток энергии. Такое постоянное возрождение
обновляет сознание.

112. В природе сердца всякое даяние... Без даяния сердце и не
живет... Истинное даяние - в духе. Пусть каждое сердце источает потоки
даров духа. Недаром сказано, что каждое биение сердца есть улыбка,
слеза и золото. Вся жизнь протекает через сердце. Нужно уметь дать
сердцу постоянную работу. Ничто иное не может так утончить сердце, как
беспредельное духовное даяние. Обычно духовное даяние не оценивается,
как не ценится все незримое. Но источник богатств, как духовных, так и
материальных, есть сердце.

113. Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, если
даже у него нет ни одной вещи. Как славно даяние, которое не может
источиться!

114. Христос советовал раздать духовное богатство,... невесомое
богатство указал Учитель. Отдача духовная лишь может двинуть чашу
весов. Осмотрим ряд сотрудников - не лишился ли кто чего-либо? - Нет -
все приумножили.

115. Именно, в мыслях умножается энергия сердца. Самое ценное
собирание лишь для отдавания. Разве кто не захочет дать нечто лучшего
качества?... Нужно следить за мыслями, чтобы посылать их самого
лучшего качества.

116. Правильная мера даяния есть мера любви и ответственности.
Мало дать будет против любви, но не лучше дать слишком много... Мы так
ценим эту меру сердца.

117. Трудно думать, как мало людей, исполненных желанием дать
все, дать пространству, дать невидимым мирам, именно дать знанию
незнакомых людей.

118. Мочь помочь - счастье.

119. Путь жизни есть взаимная помощь.

12О. Цель и смысл существования стремиться за пределы известного
наверх и помочь друг другу.

121. Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в
великом. Помощь есть стук в будущее.
Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль
может пролететь. Так будем стучаться в будущее. Так поймем, что каждый
час отнятый у себя, отнесен будет в будущее.
Сердце, пылающее помощью - Наше сердце.

122. Пусть каждый поможет везде, где он может. Пусть не
стесняется малыми возможностями. Там, где есть истинное устремление,
там легче помочь. Мы ищем все пути.

123. Нужно помогать везде и во всем. Если препятствия к помощи
будут заключаться в разделении политическом или национальном, или
кружковщине, или в веровании, то такие препятствия недостойны
человечества. Помощь во всех видах оказывается нуждающимся. Нельзя
смотреть на цвети волос, где грозит опасность. Нельзя расспрашивать о
веровании, когда нужно спасать от пожара.
Все Заветы указывают насущность безусловной помощи. Ту помощь
можно считать вдохновением истинным.

124. Если, входя в дом, на столе хозяина заметите ехидну, что
сделаете? Будете ли размышлять, пока змея уничтожит вашего друга, или
немедленно решитесь уничтожить ее? Мы говорим - спасите близкого от
зла. Не затуманивайте голову вашу смущением, но действуйте во благо.

125. Мысль о помощи особенно полезна. Сам нуждающийся и
стесненный мыслит о помощи другим, такое самоотвержение есть великий
пробный камень.

126. В каждое мгновение кто-то где-то претерпевает ужасное
бедствие. Не забудем об этих гибнущих, пошлем им мысли спасительные.
Может быть, люди не сознают, что всегда беспрерывно происходят
бедствия. В Братстве знают о них и посылают стрелы благие. Но если вы
не можете определить точно место назначения, то, все-таки, пошлите в
пространство вашу мысль спасительную. Она найдет путь верный и
магнитно присоединится к Нашей Помощи. Красота в том, когда из разных
краев летят мысли спасения - в этом каждый будет подражать Братству.

127. Помогайте всему, что стремится к усовершенствованию.
Познавайте, где любовь к восхождению и где беспокойство сомнения.

128. Радостно оказать помощь незаметно.

129. Мы должны почуять, где можем приложить помощь, чем
незаметнее, тем она будет совершеннее.

13О. Нужно не бояться приходить на помощь везде, где можно
повысить сознание.

131. Помоги людям Учением духа.

Беречь друг друга

132. Сожалеем, что так многие достижения затруднены лишь из-за
отсутствия бережности. Между тем, среди тяжких токов нужно всеми
мерами беречь друг друга.

133. Даже самое доброе касание должно быть полно бережности.

134. Каждое истинное сотрудничество, прежде всего, требует
бережности.

135. Не позволяйте оскорблять каждое искание, если оно искренно и
имеет добрую основу. Нужна забота и бережность. Как садовник растит
новые плоды и удобряет почву, так будем готовы помочь новому и
упорядочить старое. Кто хочет помочь, тот должен быть готов к помощи
всяческой. Только при такой готовности можно найти и путь применения.

136. Настраивая отношения среди сотрудников, не следует забывать
и всех малых работников. Истинный водитель будет заботиться, чтобы не
оскорбить ни словом, ни действием самого малейшего из служащих. Лишь
предательство должно быть сурово прекращено... Много раз было указано,
как вы должны ценить каждое преданное сердце и как важны малые
работники, входящие в наш обиход.

137. В переживаемое нами время неслыханного мирового напряжения,
когда пространственные токи так смешаны и преломляются о хаотические
вихри, нельзя требовать ровного настроения среди окружающих. Нужно
всех щадить и избегать волнующих, вернее, раздражающих вопросов.
Должна сказать, что я крайне осторожно касаюсь каких-либо слабых
сторон моих корреспондентов и избегаю, за редкими исключениями, так
называемых личных наставлений. Ведь книги Учения исчерпывающе
указывают на все необходимые основы для перерождения сознания, потому
предпочитаю лишь давать разъяснения трудно понимаемых мест. Поддержать
духовно я всегда счастлива, но письменно наставлять сложившиеся
характеры не берусь. Люди сейчас стали особенно чувствительны, и
потому не только малейшее неодобрение их проявлений или действий, но
даже простой совет, если он не отвечает их желанию, вызывает обиду.
Для яркого воздействия нужно личное присутствие.

Чуткость и внимательность к другому

138. Будем знать о небывалом напряжении. Будем чутки друг к другу.

139. Нужно утончать каждое касание. Нужно показать самую нежную
заботливость. Нужно принять сердечно каждую тягость близкого - так
образуется твердыня непобедимая. Так идите!

14О. Так чуткость для ученика является главным качеством.

141. Действуя внимательно в земных отношениях, люди привыкнут и
к внимательности в Служении Высшем. Не оставляйте не отвеченными
вопросы людей. Лучше кратко, насколько, можно ответить, нежели
оставить зарождение яда.

142. Опытный путник знает, что ночлег не есть достижение, и
понимает, насколько бережно нужно обходиться с вещами, полезными для
следующего каравана. Он не издержит все топливо, но подумает о других.
Он не загрязнит колодцев, как явление пользы - так можно наблюдать,
где Свет и тьма.

Великодушие и снисходительность

143. Лестница восхождения есть мера великодушия, значит,
великодушие может быть постигаемо ежедневно.

144. Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжет огни
сердца.

145. Среди тяжких дней нужно проявить такую осторожность,
торжественность и великодушие.

146. Не знает покоя Великое Служение... Много земных малых правд
нужно покрыть куполом великодушия.

147. Именно великодушие больше других оберегает от раздражения.

148. Потому великодушие может следовать тогда, когда изжито
бессердечие. Нет страшнее бессердечия, которое выявляется в мнимом
великодушии, которое живет в сердце самости...
Мнимое великодушие не есть основание творческого сотрудничества.
Посягательство на сердце близкого не есть великодушие.

149. Снисхождение есть одно из качеств Высшего Мира, потому
каждый, в свою очередь, должен уметь оказывать это качество везде,
где есть искра блага. Пусть не устают разыскивать эту Благодать
.
15О. Своим снисхождением Высший Дух спускается в сферу сознания
ученика и своим снисхождением и терпимостью подымает ученика...
Терпимость для ученика, который являет нетерпимость к окружающему, не
может называться снисхождением. Когда ему указывается на развитие
этого чудесного качества, значит он, прежде всего, должен изъять
осуждение... Указание о терпимости, прежде всего, должно пробуждать в
ученике понимание, что дух должен освободиться от самости, ибо самость
порождает самые страшные уродства. Так только дух ученика,
освободившегося от самости, может являть снисхождение.

Выявлять чувство справедливости

151. Справедливость трудна ли?
Ребенок знает чувство справедливости лучше судьи.
Почему старики и дети могут только судить на земле?..
Умейте судить под звездами.
Слепые путники, где же детская справедливость?
Отмойте грязь привычек.

152. Качество добра есть великое насыщение действия
справедливостью и сердцем.

153. Устремимся к пониманию явления самого необходимого... Ни
логика, ни разум, ни формулы, но огонь сердца осветит путь такого
шествия действий. Нужно всем сердцем познать, где достаточный проход,
чтобы не толкнуть соседа. Сердце укажет, когда не следует переполнить
давление. Такие испытания сил называются крыльями справедливости.

154. Нужно рассматривать, какие качества наиболее выявляются при
осознании Огненного Мира. Среди таких качеств особенно уявляется
справедливость. Невозможно словами передать это качество, которое
считается самым великим при чувствознании. Справедливые знают поверх
закона земного, где правда. В то время, когда закон ведет ко многим
несправедливостям, человек, познавший Мир Огненный, знает где
истина... Конечно, и терпение, и сострадание, и дружба станут другого
цвета в Свете огненном.

155. Болезненная чуткость к несправедливости сопровождает смелых
искателей Агни и Йоги.

156. Особенно нужно остерегаться всякой несправедливости, из нее
растет безобразие. Человек должен понять, где начинается
несправедливость. Не словами она определяется, но сердцем.

157. Также поймем, насколько необходимо отсутствие
несправедливости. Нужно укрепиться в твердом решении, что
несправедливость не будет допущена. Если такое решение будет твердо,
то получится новое накопление сил. Не легко оградить себя от
несправедливости, она может быть оказана в любой подробности обихода.
Не может быть малой несправедливости, каждая из них уже нарушает основу
эволюции.

158. Следует уметь преодолевать кажущиеся противоречия. С одной
стороны, нужно воспитывать добросердечие, с другой, нужно постичь
суровость. Для многих такая задача совершенно неразрешима, только
сердце может подсказать, когда оба качества не будут противоречить
друг другу. Сердце укажет, когда нужно броситься на помощь ближнему.
Оно же прикажет, когда пресечь безумие ярого животного. Нельзя
выразить в слове закона, когда является необходимость того или иного
действия. Неписаны законы сердца, но лишь в нем живет справедливость,
ибо сердце есть мост миров.

Признательность

159. Признательность есть оправа справедливости. Община должна
знать сущность признательности. Каждое целесообразное действие не
уничтожается, но несет за собою признательность. Сущность
признательности будет в приобщении к теснейшему созвучию сознания.

16О. Благодарность есть одно из главных качеств справедливости.
Без справедливости нельзя достичь пути Великого Служения. Потому,
указывая на необходимость познания благодарности, мы лишь способствуем
Великому Служению. Как прекрасна благодарность, ведь она легко
зажигает огонь сердца.
Нужно особенно развивать благодарность, она сестра преданности.

161. Силен человек, преисполненный благодарности! Можно многое
придать к таким крыльям.

162. Чем шире и тоньше сознание, тем больше оно вмещает
благодарности, ибо лишь ограниченное сознание лишает всех достоинств.
Сердце не может быть истинно великим без этого огненного качества.
Именно огненное сердце знает, как утвердить дань сердца, дающего и
щедрого.

163. Когда Указываю на благотворность признательности, не Хочу
сказать, что в ней кто-то нуждается, но она сама по себе содержит
химизм благодати.

164. Мы говорили о торжественности, о дружелюбии, о великодушии;
заключим этот квадрат благодарностью. От малого по всей Иерархии
сверкают искры благодарности. Ценны эти огни!

165. Благодарность есть великий двигатель. Никто не напрашивается
на благодарность, но велико качество этой мощи. Благодарность
действует, как очиститель, но все очищенное уже легче движимо. Таким
образом, благодарность есть средство ускорения пути.

166. Качество мышления надо осознать как целение. Качество
признательности является лучшим очищением организма... Велика целебная
сила эманации благодарности.

167. Признательность есть одно из самых реальных по последствиям
понятий. Можно приучаться к нему даже на мелочах. После в школах нужно
говорить о признательности, как о залоге благосостояния.

168. Нужно особенно развивать благодарность, она сестра
преданности.

169. Много неблагодарности. Советую и вам на будущее запасаться
терпением и против неблагодарности и невежества. Чужие часто
заботливее, потому Мы, прежде всего, отмечаем людей по признаку
признательности.

Ободрение и поощрение

17О. Где больше внутреннего горения, там должно быть и ободрение.

171. Разве не весело чувствовать около себя истинных сотрудников?
У Нас не мала радость каждому сотруднику. Осторожно нужно ободрить
каждого приближающегося.

172. Лишь тяжелые времена рождали героев и гигантов духа. Будем
такими гигантами и поддержим всех нуждающихся в успокоении и
просветлении.

173. Умение поощрить есть первая основа учительства... Первое
поощрение особенно важно, ибо оно может наметить весь последующий
путь. Отнесясь слишком строго к первой работе, мы можем иногда
задержать и даже совсем остановить рост незаурядных способностей...
Ведь дремлющие способности просыпаются в нас очень разновременно.
"Счастье Учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о
Прекрасном".

174. Можно научиться, как поощрять духовных людей. Правда, они
творят подвиги духа не ради поощрения, но все же и они нуждаются в
охранении духовного направления. Каждый правитель должен знать не
только силу порицания, но и должен понимать благо поощрения.

Приветствовать каждую искру Света

175. Нужно приветствовать все, что имеет жизнеспособность. Нужно
приветствовать каждую искру, ибо из нее растет Огонь. Так будьте
доброжелательны.

176. Каждый имеет разный язык, но единое сердце. Нужно со всею
бережностью явить внимание каждому, кто готов идти к Свету. Мы должны
сердцем обнять каждое явление, отзвучащее на Благо. Но лишь под
Пламенным Сводом все равны.

177. Нужно утверждать все, что стремится к Свету. У Нас только
отрицание отвергается.

178. Каждое горение должно быть использовано для общего блага.

178а. Мы видим огонь даже в самом маленьком работнике, если в духе
его живет песнь нескончаемой радости труда. Мы ценим каждое проявление
истинного труда, ведущего к эволюции.

179. Если зоркие глаза отличают тропинку добра, следует ее
оберечь. Пусть она будет длинна и узка. Пусть она будет местами
заросшей, но каждое зерно добра сохраните. Пусть птицы добра не всегда
поют понятно, но каждый звук добра уже драгоценен.

18О. Откуда бы ни пришло добро, пусть не отринут его. Ступень
эволюции должна запечатлеть вмещение. Добро уже не должно быть добром
самости... Сколько радости в чувстве, если можно восхищаться добром
ближнего.

181. Даже если кто случайно совершит благо, хвалите его. За
каждую кроху добра хвалите. Тому, кто взывает во мраке, безразлично,
кто принесет Свет. Расширение поля зрения есть принесение Света.
Полезно это действие как подающему, так и принимающему Свет. Передача
Света есть его расширение. Было одно пламя, вот их стало уже два,
значит, и совершилось благо.

182. Опять говорю: хвалите за каждое благо - это будет явление
великодушия. Пусть каждая искра блага раздувается в пламя. Пусть
случайное добро многочисленно, но оно, тем не менее, все-таки добро.
Много - запрашивать сознательного благотворения, пусть хотя бы тусклые
огни тьму рассеивают. Мрак совершенный не будет уже таким, даже при
одной искре Света. За мыслью, за словом, за действием уже Свет. Так
сумевший найти искру Света уже будет сотрудником светлым.

Бережное отношение к каждому сознанию

183. Нужно помнить, что несказанно мало развитых сознаний, потому
берегите каждое сознание, даже при многих недостатках. Соизмеримость
недостатков с достоинством принадлежит восходящему сознанию.

184. Чтобы помочь разным свойствам духа сотрудников, Мы прилагаем
разные меры. Нельзя применять одно лекарство от всех болезней. Хорошей
явленной ценности не отбросим вследствие одного нароста.

185. Так, прежде всего, нужно озаботиться, чтобы не отбросить
малейшую былинку полезную.

186. Нужно в каждой былинке беречь Космос, если мы готовы стать
вселенскими гражданами.

187. Конечно, лучшие мысли и преданное сердце чаще скрыты
поношенной одеждой и скромным положением. Цените малых сотрудников.

Даже в неприятеле признать зерно духа

188. В холоде даже собака греет. Неслыханно мало людей потому
даже убогих неприятелей нельзя отгонять, если в них не заросла ячейка
духа. Хотел бы напомнить, как Благословенный являл внимание даже
неприятелю.

189. Учение Общины очень заботливо имеет в виду поднятие
врагов... Личное устремление к мировым заданиям может достичь такого
напряжения, что, неминуемо, враг обратится к тому же направлению...
Враг приковывает сознание к нам и часто кончает простым подражателем,
в чем, конечно, никогда не сознается...
Так вникните в сущность врагов и найдите им место.

19О. Не делайте врагов - завет всем. Знайте врагов, берегитесь от
них, пресекайте их действие, но злобу не имейте. И если враг
добровольно придет под крышу вашу, согрейте его, ибо велика крыша ваша
и вновь пришедший не займет ваше место. Если же трудно усилия
глубокого чувства заменить, то покройте его улыбкою Света.
Не забудьте похвалить врагов.

Глаз добрый

191. Мой ученик обязан иметь глаз добрый.
Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз
уменьшать явление несовершенства, иначе останетесь прежними.

192. Как важно являть на своем пути глаз добрый.

193. И еще помолимся, чтобы открылся глаз наш на добро. Многие
засоренные глаза не вполне различают добро. Они, вследствие болезни
своей, различают лишь грубые формы.
Нужно проявить чрезвачайное напряжение, чтобы не растоптать
росток блага. Впрочем, сердце, изгнавшее жестокость, поймет все зерна
добра и кончит великодушием и любовью.

194. Должно ясно различать с кем, именно, можно работать, но если
выбор сотрудников сделан, то не следует им поминать о прошлом. Мало ли
что могло случиться в прошлом. Обычно люди затемняются в тенетах
прошлого. Именно, оно препятствует всецело обратится к будущему. И
какие малые земные прошлые камни мешают продолжать путь спешно!

Терпимость и терпение

195. Не много занимает Нас изменчивость формы, ибо зерно
жизненно. Подобное неизменчивое зерно заложено в каждом существе. Даже
отталкивающие действия не мешают помнить о равноподобии сущности, и
это сознание делает Нас терпимыми. И Нам ясно, что разногласие обычно
происходит лишь от несоответствия ритма...
Двое, сидящие за одним столом против друг друга, не могут быть
противниками, если принадлежат одному Учителю. Вмещение или терпимость
одно и то же. Лишь предательство не может быть терпимо.

196. Теперь Зовем к особой терпимости, отклоняя споры.

197. Имейте открытое сердце на все качества сотрудников.
Научитесь быть терпимыми без потворства и попустительства. Огнем
сердца старайтесь вызывать к жизни лучшие чувства сотрудников...
Торопитесь научиться любить и ценить друг друга. Но ничто не
требует такого тонкого и бережного отношения, как любовь!
О, если бы проявить хотя бы малейшую долю той терпимости и забот,
которую являет Великое Сердце, позвавшее нас на построение единого
Храма!

198. Прошу выказать всю терпимость к подходящим и не перетягивать
струн.

199. Нетерпимость есть признак низости духа. В нетерпимости
заключаются задатки самых дурных действий. Нет места явлению роста
духа, где гнездится нетерпимость. Сердце неограничено, значит, какое
же скудное сердце должно быть, чтобы лишить себя беспредельности.

2ОО. Терпение есть дар неба - так говорили древние... У Нас чтут
это качество, около него и терпимость и вмещение, иначе говоря,
открытие Врат. Если нам нечто неблизко, но если оно открывает сердце
соседа, то неужели мы не претерпим, лишь бы зажечь чье-то сердце?
Неужели предпочтем насладиться, но ожесточить сердце близкого?...
Испытание терпением есть одно из высоких испытаний.

2О1. Уверены Мы в силе терпения. Утвердив мужество, мы не забудем
о терпении. Утешительно, что терпение покрывает любое раздражение. При
напряжении терпения вырабатывается особая субстанция, которая, как
сильное противоядие, обезвреживает даже империл...
Терпение есть сознательное напряжение и противостояние тьме.

2О2. Нужно дать каждому свое слово сказать и найти терпение.

2О3. Много указывалось о необходимости развития терпения. Но на
чем будет такой пробный камень? Полезно начать разговор с самым узким
отрицателем. Пусть он излагает неправдоподобные измышления, но
терпеливый мыслитель покроет каждое невежество, не прибегая к
отрицанию. Мыслитель в творчестве мышления убережется от раздражения -
во время урока терпения не раздражаются. Пусть невежды выходят из
себя, ведь у них не имеется другого довода, но испытатель терпения не
унизится приемами, свойственными невеждам. Пусть даже в школах задают
задания терпения.

2О4. Не забудем, что многие полезные пособники нуждаются в
многократном напоминании и не примут наказ по первому совету. Это
очень развивает терпение. Ведь раздражительность есть ничто иное, как
слабоволие. Туман мышления любит повторение, но события не терпят.

2О5. Умение дать уважение даже малому поможет приобрести и
терпение. Какое терпение нужно перед Беспредельностью.

Умение выслушивать

2О6. Выслушайте и не осуждайте. Часто, именно, истечение яда
освобождает человека для нового пути. Учение подает помощь не
отрицанием, но привлечением.

2О7. Каждый Учитель должен обладать качеством выслушивания. Такое
лечение необходимо при многих болях. Нужно дать явить истечение всех
вредных веществ. Учитель видит, когда потухающий огонь освобождается
от покрова серого пепла.

2О8. Хочу коснуться крайне деликатного и сложного вопроса
выслушивания так называемых взаимоосуждений или обид. В принципе,
конечно, всякое злословие должно быть осуждено, но руководитель должен
знать все извилины мышления своих учеников. Часто, давая возможность
ученику или члену группы излить накопившуюся обиду, мы тем самым
помогаем ему разрядить вредную энергию. Нет ничего опаснее затаенной
обиды или злобы. Как сказано - "выслушайте и не осуждайте"... Так
можно осторожным касанием внести порядок в неуравновешенное мышление.
Главное, не поддакивать, но выяснить по большей части неосновательные
обиды и заподазривания наговоров.
Задание или, как я люблю это называть, искусство творить
отношения с людьми и среди людей есть величайшее из всех искусств. Нет
более благородной деятельности, нежели миротворчество, но она и самая
тягостная и самая трудная.
Моя жизнь так сложилась, что с самых ранних лет все окружающие
приходили ко мне со всеми своими переживаниями, обидами и за
разрешением спорных вопросов, и почти всегда мне удавалось рассеивать
основательные и неосновательные обиды. При этом я всегда старалась
припомнить все то хорошее, что мне приходилось слышать об обиженном,
именно, из уст обвиняемого им сейчас. Этот примитивный метод почти
всегда давал самые лучшие результаты... Выслушиванием этих обид мы
многое можем уяснить и часто даже вложить новое понимание в сознание
обратившихся к нам. Ужасно судачество между сотрудниками ради
судачества, но в задачу руководителя должно входить умение
разграничить, где налицо просто низкое, невежественное судачество, а
где нечто более серьезное и требующее его сердечного вмешательства.
Ведь исповеди тоже возникли от потребности души излить все
накопившиеся в ней энергии, задерживающие ее восхождение. Пусть лучше
изливают их перед руководителем, нежели на стороне. Знаю по опыту, как
неимоверно трудно руководить людьми и какие разные методы приходится
применять, сообразуясь с состоянием сознания и характера каждого. Но,
в большинстве случаев, дружелюбие и сердечная теплота дают наилучшие
результаты. Так не бойтесь выслушивать, с Вашей стороны это не будет
поощрением сплетен и злословия, но лишь операцией, оздоровлением
мышления доверившихся Вам, ибо во многих случаях Вы найдете нужное
разъяснение и теплое ободряющее слово, а когда нужно и суровое
указание.

Говорить по сознанию

2О9. Применение канона - "Господом твоим" положите в основание
действий ваших.

21О. Не моим Господом, но твоим.

211. Канон Господом твоим в жизни должен быть применен почти на
каждом шагу. При каждом собеседовании, когда нет объединения сознаний,
наша первая обязанность не разъярить собеседника противоречием и
порицанием его убеждений, но начав с лучших возможностей его и исходя
от уровня его сознания, постепенно т терпеливо мы должны расширять его
горизонт... Так вовремя нужно учиться вести беседы без вражды, но
дружелюбно оценивая своего собеседника. Именно вести их с терпением и
уважением к противнику, не допуская ни раздражения, ни насмешки и
прочих недостойных приемов. В каждой беседе нужно уметь жертвовать
собою, своим знанием, не кичиться своею просвещенностью... Таким
образом, и канон Господом твоим есть проявление самопожертвования, без
которого ничто не может достигнуто... Если хотите, примите этот канон,
как проявление милосердия.

212. По сознанию говорить, значит уже быть на высокой ступени.
Различные догмы особенно вредны тем, что они дают недвижную формулу,
не считаясь с уровнем сознания. Сколько отрицаний, сколько гнева и
смущения происходит лишь от степени сознания! И не только степень, но
настроение сознания так часто является решающим. Довольно говорилось о
вреде раздражения, которое туманит сознание, но и помимо этого
главного врага, нужно помнить о всех малых отвлечениях мысли. Нужно
приучиться нести основную мысль бытия не затуманенно.
Так, когда школьные учителя поймут, что есть обращение по
сознанию, тогда начнется истинная эволюция. Невозможно разделить
человечество лишь по возрасту или по классам. Постоянно видим, как
некоторые дети нуждаются в слове возмужалом, и пожилые люди, иногда
государственного положения, могут уразуметь лишь детские
соображения...
Так нужно уметь говорить по сознанию собеседника. Не легко это,
но составляет прекрасное упражнение для сообразительности.

213. Говорите по сознанию собеседника. Нетерпимость есть
несменная одежда.

214. Самое важное, самое ответственное,это умение дать каждому по
сознанию. Самое страшное дать больше, нежели сознание собеседника
может вместить. Дать неподготовленному сознанию слишком много, все
равно, что дать ребенку играть с заряженным револьвером. Потому
подходите к каждому каноном "Господом твоим", осторожно направляя и
расширяя его кругозор.

215. Вы знаете, насколько трудно достижима гармония сознания. Мы
не говорим об уравнении сознаний, ибо по щедрости Вселенной равенства
не существует. Но и при неповторимости, все же, требуется гармония
всех частей. Тем труднее вообразить, какими сложными путями можно
способствовать равнению сознаний. Один человек уже всходит к вершине,
но другой еще не приблизился к подножию, не имеют они общего мышления.
Если дадите им одинаковые познания, то для одного они будут
недостаточны, но для другого они переполнят его мышление и внесут
смущение до предательства. Учитель много раз должен примерить, что,
именно, может вместиться без вреда. Лучше недосказать, нежели
переполнить и довести до предательства. Сущность мудрости в том, чтобы
понять все разновидности, пригодные для гармонии. Так можно видеть как
Учитель иногда спешит, но другой раз удерживает. Нужно понять, что
Учитель в это время наблюдает целую процессию путников и равняет их
шаг.

216. Прошу Вас не волноваться никакими непониманиями,
высказанными встречающимися Вам людьми. С каждым приходится говорить
по сознанию. Этим заветом живет и все Белое Братство. В этом завете
заключается великая мудрость, и благо, и великое сострадание.



217. Так во всем Он отвечал по сознанию. Можно учиться простоте и 
утонченности Его ответов. Нужно помнить, что по завету Братства, 
прежде всего, необходимо говорить по сознанию. Лишь в мыслях Учитель 
мог рубить канаты предрассудков, но слова Его соответствовали 
сознанию слушателей. 
Среди Его заветов были весьма углубленные, но слушатели принимали 
их по своему уровню. Доля Учителя одинакова во всех веках, Он должен 
иметь терпение и сострадание по уровню учеников. Несчетно должен Он 
касаться тех же вопросов и не может досадить совопрошателю напомнив, 
что заданный вопрос уже давно отвечен. Но можно представить себе 
уровень вопрошателей и тогда можно поразиться неистощимому терпению 
Учителя. 

218. Лишь редчайшие единицы могут подняться над планом нашей 
видимой действительности и понять те законы, которые движут событиями, 
следовательно, и людьми. Большое знание не прощается и всегда вызывает 
злобный антагонизм толп и средняков. Потому Великие Учителя во всех 
веках заповедовали говорить по сознанию слушателей. Отступление от 
этого мудрого завета всегда кончалось гибелью многих светлых начинаний 
и человеческих жизней... 
Сердце мое доверяет сердцу Вашему и знает оно, что Вы найдете 
самые нужные слова и для омраченного сознания и для всех нуждающихся в 
своевременном сердечном напоминании о великой бережности. 

219. Понять нужно, насколько окаменело людское сознание. Потому 
не дайте пищу, которую оно усвоить не может. Наряду с трудным дайте и 
легкое, иначе слушать не будут. Письма Учителя неизбежно разнообразны, 
ибо направлены к различным сознаниям. Не противоречие это, но просто 
лучшие пути. Так приучайтесь обращаться бережно с сознаниями, как с 
огнем. 

22О. Умение "снижать" сознание уже есть милосердие. Омыть рану 
тоже не всегда приятно. 

221. Из множества цветов можно сплести гирлянду или прекрасную, 
или безобразную, все зависит от сочетания. 
Вот Мы учим говорить с каждым по сознанию. Мы не хотим унизить 
собеседника, но лишь предусматриваем многие земные специальности... 
В каждом хранилище может быть найден ценнейший предмет. Для такой 
находки придется разобрать множество вещей. Может быть, придется и 
запылиться и загрязниться, придется выслушать оскорбления и 
кощунства, но за всем этим может быть найдено сведение ценнейшее. 
Чтобы говорить по сознанию, нужно прежде всего выслушать собеседника, 
ощутить его излучения и понять его намерения... 
У людей сложился особый вид проповедников, которые не считаются с 
мышлением слушателей. Из за такого высокомерия происходит непоправимый 
вред. Скудные проповедники не понимают запросов слушателей. Они велят 
верить, забывая, что вера есть следствие знания. Но сами они лишены не 
только такого знания, но не имеют и магнетизма. Говорю не только о 
проповедниках, но и о школьных учителях. 
Простое указание о беседе по сознанию вызывает множество 
злотолкований. Печально, но нужно сказать, что нередко люди начинают 
говорить по своему сознанию, происходит это, прежде всего, от неумения 
выслушать. 
Друзья, научитесь выслушать и тем легче подойдете к собеседнику. 
Конечно, при расширенном сознании легко понять особенность 
собеседника, но такая степень провидения может быть встречена редко и 
потому воспользуйтесь обычными мерами человечности. 
Взаимоуважение близко живет от сострадания. 

222. Умение обращаться с людьми по их сознанию является высоким 
качеством. Не следует забывать, что большинство бедствий происходит от 
такого несоответствия. Невозможно предлагать поверх сознания даже 
очень хорошие вещи. Неподготовленному человеку невозможно говорить о 
гармонии... Но если сказать ему о бережности к окружающим, он может 
понять. Простейшее понятие о бережности уже будет прочною основою 
каждого сотрудничества Братства. Можно пожелать, чтобы каждое 
сотрудничество было рассадником бережности. В этом скажется и 
внимательность, и заботливость, и милосердие, и сама любовь. Сколько 
сил будет сохранено от одной бережливости! Сколько космических 
воздействий духа будет урегулировано от самой простой общей 
заботливости. Нельзя представить, насколько укрепится аура дома, где 
наблюдается отлично бережность... 
Только быть бережными друг к другу. 

223. Вы уже понимаете, почему лучше недосказать, нежели 
пересказать. У нас много примеров, как неготовое сознание может 
исказить наставление. Можно представить, как преломится самое простое 
указание, когда оно попадет в неготовое сознание. Сколько земных 
соображений принесут, чтобы свести на Землю неземные меры. Не только 
совершенно чуждые, но даже приобщенные могут ущемиться непониманием, 
потому так забочусь, чтобы по месту и по сознанию было бы даваемое 
наставление. 


продолжение здесь...
<


 

Сайт Счастливых Людей, его авторы Людмила и Виктор Батаковы, желают Вам СЧАСТЬЯ!! 2005-2017