... это не полностью - просто начало, 2006 год... тезисы...
Для написания этой страницы хочется вспомнить про такую, как бы, науку - политическая экономия.
Она была в прошлом Союзе в институтах.
Без политики, экономики и демографии в деле латвийско-рижского сетевого маркетинга (млм-mlm) не обойтись.
Поэтому, сначала такое введение в тему: население Риги менее 700 тысяч человек, а Латвии менее 2 миллионов - небольшое население и, соответственно, маленький рынок.
Лет 16 назад Латвия была частью (1% примерно) Советского Союза, со связями людей, городов и прочее, до Питера 600 км, до Москвы тысяча. Поэтому, когда в начале девяностых в Латвию пришли компании Гербалайф, Сейв Инвест и еще некоторые, то они быстро пошли через страну на весь бывший Союз. Латвийские сетевики, еще мало чего понимая и обучаясь на ходу, стали сетевиками всесоюзного уровня, чеков и структур.
Тогда, на новый Восточный рынок через Латвию шли американские и европейские компании, через Израиль, Швецию ...
В 1993 году я лично подписался в Сейв Инвест, а Людмила 1992 году стала самым первым официальным дистрибьютором AVON в бывшем Союзе.
В те времена сетевики Латвии зарабатывали быстро и много. Со словами типа: "В Москве покупают всё - там денег полно!". При этом оставаясь сетевиками Латвии и даже просто Риги.
Да и на местном рынке было работать легко - люди искали себя, все новое было новым и интересным, частный бизнес только приходил и тезис "Заработай много с минимальными инвестициями!" работал хорошо. Еще и половина населения оказались без работы, без карьерного будущего из-за политико-языковых новшеств. В общем, рынок способствовал развитию сетевого маркетинга.
Он и развивался - Рига была одной из столиц МЛМ бывшего Союза.
Потом страна становилась всё более закрытой, дефолт в соседней и "кормящей" России, сотни тысяч человек уехали из страны...
В те времена именно группа Визиона (Vision) наверное была самой серьёзной, обученной и большой. Приятно осознавать, что это была моя группа...
А вот сейчас, после нескольких годов затишья и стагнации сетевой маркетинг опять, что называется, пошел в гору. Страна вошла в новый Союз, теперь Европейский. В 2005-м году на запад на работу уехали около 10% всех работоспособных жителей страны.
Теперь они там - там заработают, туда смогут принести Восточное и оттуда смогут принести Западное. Да и денег у людей становится все больше, поэтому быть клиентами млм-компании при активности 20-30-50 долларов или сделать разовую покупку в 100-300 долларов, становится нормальным.
Латвия, вернее Рига, всегда была транзитным городом, торговым городом, для этого и строилась (не считая захватнических целей). Сейчас Рига город номер 4 в МИРЕ по транзиту денег! Да и прочии дела протекают через Латвию объёмно.
Конечно, 1,5 миллиона взрослых людей не являются ничем привлекательным для грандов сетевого маркетинга, но теперь уже много компаний объединили в своих бизнес-планах 3 прибалтийские страны (плюс Литва и Эстония) - а это уже побольше в 3 раза. Да и стабильность и опыт людей привлекают в Ригу и Латвию вполне серьезные компании. Они даже делают очень приличные товарообороты - под 5-6 миллионов долларов в год на территории страны.
Это серьёзно! Это цифры!
То, что можно сказать точно, так это то, что сейчас в Латвии зарождается как вид и класс, новый вид сетевиков - интернет-сетевики. Пока слабенько, но идет постоянный рост.
В стране уже очень доступен интернет, у многих он дома. У многих знакомые и родственники от Владивостока до Дублина.
Рынок на 700 миллионов человек, будто бы, открыт весь! На Запад и на Восток!
Интернет - границ не имеет, а голосовые бесплатные интернет программы позволяют общаться, передавать информацию, строить потребительские группы.
|